Новороссийский пилот Александр Туркин около 30 раз выходил на старт экстремальных трофи-рейдов на внедорожных автомобилях. Последнее его достижение – 3-е место на состоявшемся в Адыгее Всероссийском турнире «Февральские окна-2012».
- Состязания по трофи-рейдам – довольно необычные состязания, – говорит Александр. – Например, «Февральские окна-2012» – это 87-километровая трасса с тридцатью промежуточными контрольными пунктами. На финише наш экипаж – я и штурман Артем Бухтияров, с которым мы вместе уже более 4-х лет вместе, должны предъявить фотоснимки, доказывающие, что мы были на всех КП.
– Что должно быть на этих снимках?
– Согласно положению о трофи-рейдах на фото должны быть запечатлены три элемента. Это сам автомобиль плюс знак контрольного пункта плюс один из членов экипажа, который одной рукой касается КП, а другой – своего внедорожника.
– Чем отличаются трофи-рейды от обычных гоночных стартов?
– В первую очередь – это трасса. Для простого автомобиля она совсем не предназначена. По ней по силам пройти лишь специально подготовленной машине. Например, моя сделана на основе японского джипа «Сузуки-Джимми». Но после переоборудования от него мало что осталось японского. Полностью заменена ходовая часть, установлены новый каркас безопасности, штурманское оборудование, передняя и задняя лебедки.
– За какое время удалось преодолеть всю трассу?
– За 12 часов. Получается скорость меньше 8 километров в час. Сумасшедшее бездорожье. Перед стартом каждому экипажу выдают легенду трассы. Это основа для передвижения. Разрешается отклоняться от коридора движения не более чем на 50 метров. Более 10 раз спасала лебедка, без помощи которой было не пройти и десяти метров. Иногда маршрут проходил в сплошной грязи. Ее порой бывает столько, что она затапливает машину по самые окна. Приходится покидать авто, как подводную лодку.
– Какие мысли приходят в такие моменты?
– Ой, да чего только в такие моменты не передумаешь! Чаще всего сам себя спрашиваешь – да зачем ты сюда приехал? Сидел бы дома на диване перед телевизором, а не пробирался бы из последних сил по колено в грязи. Но, наверное, я создан таким безбашенным водилой, которому интереснее там, где сложнее всего. В Новороссийске нас таких всего человек десять, не больше. Нам хотелось состязаться с такими же экстремалами, как и мы. Для этого в 2004 году и создали в городе свой трофи-клуб «Маркхот». Наверное, нас объединяет чувство, которое появляется после финиша: ты выжат, как лимон, но по уши счастлив. Вспоминаю «Февральские окна» 2007 года. Самая тяжелая гонка. Из 18 стартовавших машин финишировали лишь 4. По всей трассе был полуметровый слой снега. Температура за несколько часов опустилась с 0 до минус 30 градусов.
– Ваш экипаж техника часто подводит?
– Самое сложное – не сломаться на трассе. Вроде бы крупные неприятности ранее уже случались. Дорабатывать машину приходится после каждого финиша. А чаще всего подводит мелочовка. Всего не предусмотришь, всех запчастей с собой не возьмешь. Разве что бензин. Бак в моем джипе в два раза больше, чем в стандартном варианте. Рассчитан на 70 литров. Да еще канистру берешь с собой. К тому же в середине трассы, как правило, есть пункт дозаправки.
– Принято ли помогать другим экипажам, застрявшим в пути?
– В основном помогаешь себе сам, в этом интрига подобных гонок. К тому же правила трофи-рейдов не требуют обязательной помощи кому-либо. Хотя за все годы участия в гонках внедорожников и мы выталкивали кого-то, и нам как-то помогали.
Как правило, критическая ситуация – это либо крутой уклон, либо непроходимая колея, забитая грязью и глиной. Если на старте все машины чистые и красивые, то к финишу порой приходит сплошной комок грязи. Кроме того, один раз за сезон обязательно да перевернешься.
– Сколько стартов в году?
– Четыре-пять, не больше. Это ведь не «Формула-1», где гонки чуть ли не каждую неделю и на тебя работает целая команда. Делаем все своими руками. У меня с детства тяга к технике, я из-за этого и учиться пошел на механика.
– Женщины принимают участие в экстремальных гонках?
– Чаще всего в качестве зрителей. За десять лет ни разу не встретил женщину-пилота. Правда, иногда можно увидеть женщину на месте штурмана. Но это очень редко. В первую очередь из-за того, что экипажу на этапе часто требуется применять грубую физическую силу.
Евгений ЛАПИН.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru